Понаехали. Как жители Сибири отправляются в Крым на ПМЖ

Тайга.инфо опубликовала большой материал о сибиряках, перебравшихся на ПМЖ в Крым. Среди его героев из Новосибирска и Красноярска оказались и жители Осинников. Вот этот фрагмент мы и публикуем.

Удивительно, но в разгар сезона на набережной Севастополя почти нет людей. Мне преграждает дорогу парень в кепке и настойчиво предлагает морскую экскурсию на катере за 600 рублей. По бухте тем временем курсирует еще с десяток таких катеров.

Ищу глазами кофейню, звоню Андрею Куимову, с которым назначили здесь встречу.

Кофейня оказалась маленьким закутком для одного баристы в формате CoffeePoint. Андрей приветливо машет мне рукой из-за стойки. Он переехал в Севастополь из кемеровских Осинников в мае 2015 года.

«Мы приехали сюда с приятелем Артемом из Междуреченска. У меня в кармане было 13,5 тыс. рублей. Билет домой тогда стоил 15. Никого тут не знали. В Севастополь я попал случайно. Хотел в Сочи поработать официантом (в Осинниках работал поваром — прим. Тайги.инфо), а Артем предложил махнуть в Крым. Первое время жили на мансарде в доме его мамы — там не было ни пола, ни потолка. Только голые стены, одна розетка и лампочка. Купили надувной матрас, постелили коробки. Так прожили месяц», — рассказывает Андрей.

Поблизости нет ни одной скамейки, поэтому общаемся стоя, в десяти шагах от кофейни.

«У нас был список из 15 идей, чем мы могли бы тут заняться. Ничего не подошло. Стали делать гонконгские вафли — нашли помещение и 300 тыс. рублей. Было романтично: я жил в кофейне, спал на пенопласте от холодильника, — продолжает он. — Потом настал 2017 год. Здесь была война с помещениями — нас выгнали. Мы около года судились, но безрезультатно. Потеряли все деньги.

Полгода я пытался выбраться из этой ямы. Жил на складе. Питался круассанами и водой. Работал в магазине одежды, пока знакомые не предложили заняться кофейней. Сначала зарабатывал по 150 рублей в день — хватало на порцию еды и проезд до дома. Однажды прошлой зимой пришлось спать на лавочке — не было денег на проезд. Собирал мелочь, чтобы купить себе булку с чаем, — очень хотелось кушать. По два дня не ел. Ну, а потом потихоньку разросся, сейчас нормально зарабатываю».

«Севастополь слезам не верит?» — история Андрея произвела на меня впечатление.

«Конечно, в любой момент можно сделать всего один звонок домой — родители скинут на карту 15 тыс. на билет. Ну, а смысл? Надо идти до конца. Уехать домой каждый может, — пожимает он плечами. — Сейчас мы снимаем однокомнатную квартиру за 20 тыс. рублей втроем: я, моя девушка и друг-фотограф из Сибири. Зарабатываю я, в среднем, 50−70 тыс. рублей. Деньги трачу, в основном, на путешествия, катание на каяках, сап-досках, катерах».

Андрей вернулся за стойку — пришли посетители. Я смотрю на море. Через несколько минут мы продолжаем беседу.

«Непросто мириться с местным менталитетом. Крымчане — очень ленивые и непунктуальные люди. Когда понадобилось в квартире поставить кран, мы три дня звонили мастеру из соседнего дома. В итоге он сказал: „Я не хочу ставить кран, мне это неинтересно“, — смеется он. — Или заказали как-то 20 пакетов молока по 12 литров для кофейни, а в итоге нам привезли два. На вопрос, почему так мало, получили ответ: „Мне нести тяжело, и я не хочу“. Здесь все привыкли работать летом, а зимой кайфовать. Однако, люди хоть и ленивые, но зачастую добрые».

«А может, у них стоит поучиться? Не делать того, чего не хочется, жить в кайф», — оживляюсь я.

«У этой медали есть и обратная сторона. Они говорят, что нет денег, все плохо. Я им даю деньги: „На, держи — только сделай для меня работу“. Им это неинтересно. Им интересно сдавать квартиры и продавать магнитики, — разводит руками Андрей. — Есть, конечно, исключения — крутые деятельные ребята, но их единицы. Поэтому приезжают сибиряки, смотрят, чего здесь нет, и берутся развивать. Они заполняют весь рынок: от продуктовых магазинов до проката гироскутеров. В барбершопах знаю несколько ребят — все сибиряки. С кофейнями та же история — всё наши делают. Поле не пахано, приходи и занимай свободную нишу. Проблема только в том, чтобы делать все по закону. Органы настолько дырявые, настолько все тяжело! Говорят: пришла Россия. Но у нас, в Сибири, она другая. Захотел открыть что-то, пришел — тебе сказали, что надо сделать, и все получается. Здесь это целая проблема. Никто не знает, куда идти, что делать, как оформлять. Мы даже не можем поставить возле своей кофейни урну, потому что ходят ребята из департамента по земельным отношениям, которые запрещают это делать, но нет тех, кто разрешил бы ее поставить. Если здесь появится столик или урна, штраф — 100 тысяч рублей».

«Значит, в Сибири жизнь лучше?» — улыбаюсь я.

«Отчасти. Я же в Крым переехал за теплом и морем. А в Осинники не хочу возвращаться — делать там нечего, — говорит собеседник — Вот в Шерегеш съездил бы. Я скучаю по сибирской зиме. Потому что тут она ужасная. В ноль градусов хочется умереть, настолько ветер промозглый. Здесь при нулевой температуре не хочу выходить из дома, а там при -17 °С бегал кроссы. Первый год для меня было дико, что в декабре я шел по улице в кофте и штанах, а вокруг была зеленая травка. За прошлую зиму снег выпадал всего два раза. Но есть и плюсы: из-за того, что здесь почти всегда тепло, проще знакомиться с людьми. Они не мерзнут, никуда не торопятся. Поэтому у меня тут очень много знакомых»

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы