Немецкие СМИ заметили «кающегося мальчика»

Могут ли солдаты вермахта считаться «невинными»?

Немецкая точка зрения отличается от мнения учебников истории в России и «кающегося мальчика». А также от позиции Познера и других либералов. Итак, цитаты из немецких СМИ:

  • «В Германии уже давно разобрались с этим вопросом. Немцы понимают свою вину, говорят об этом постоянно, риторика о «чистом» вермахте звучит только из уст правых или радикалов».
  • «Это действительно может резать слух. Любой немецкий историк споткнулся бы об эту формулировку, которая как минимум не бесспорна».
  • «Некоторые хотели бы жить мирной жизнью. Но очень многих обуяло сумасшествие расовой исключительности. Они стали частью машины уничтожения».
  • «Слова о «невинно погибших», безусловно, вызывают вопросы. На своем пути к Сталинграду солдаты Гитлера оставили кровавый след».
Немецкая печать наконец обратила внимание на бурную дискуссию, вспыхнувшую в России вокруг выступления школьника в Бундестаге. Одни медиаресурсы по привычке взялись описывать «атмосферу ненависти», воцарившуюся в «путинской России». Но ряд солидных изданий оказались куда более благоразумными.

В германской прессе к середине недели заметили, какие страсти бушуют в России вокруг прозвучавшей в воскресенье речи школьника в Бундестаге. Напомним, школьник назвал воевавших в России немецких солдат «невинными людьми».

Отчасти подобная скорость реакции связана с тем, что шум в России совпал с правительственным кризисом в самой Германии – немецкая пресса освещала прежде всего внутренние проблемы. Возможно, свою роль сыграла и нерасторопность немецких собкоров, аккредитованных в Москве. Многие из них не владеют русским языком и часто передают новости с задержкой в сутки-двое. Даже журнал «Шпигель», который слывет одним из самых профессиональных изданий Германии, обратил внимание на шумиху только в среду во второй половине дня.

При этом многие издания обратились к самому выступлению школьника. Газета «Вельт» (Welt) осудила школьника:

«Могут ли солдаты вермахта считаться невиновными? Безусловно, некоторые из них хотели бы жить мирной жизнью. Но очень многих обуяло сумасшествие расовой исключительности. Они стали частью машины уничтожения, которая навсегда изменила Восточную Европу. Перед лицом холокоста и миллионов советских жертв русским людям трудно представить себе, что хотя бы один солдат вермахта мог быть «невинным», – пишет автор газеты, подчеркивая:

«Высказываниe Николая проблематично и тем, что оно может быть воспринято как возрождение давно развенчанного мифа о «чистом вермахте».

Портал телерадиокомпании «Дойче Велле» (Deutsche Welle) в четверг обнародовал интервью научного сотрудника Немецкого исторического института в Москве Маттиаса Уля. Историк безо всяких оговорок заявляет: солдаты вермахта не могут быть оправданы, так как они были частью преступной войны. Он считает формулировку мальчика неудачной.

«Это действительно может резать слух. Думаю, любой немецкий историк споткнулся бы об эту формулировку, которая как минимум небесспорна. Но нельзя забывать, что этот 16-летний мальчик – не историк», – сказал Уль. По его мнению, во всей шумихе виноват не интересующийся историей мальчик, а те, кто курировал данный проект.

Шеф-редактор немецкой интернет-газеты World Economy Александр Сосновский напоминает, что среди большинства немцев устоялось отрицательное отношение к вермахту.

«В Германии уже давно разобрались с этим вопросом. Немцы понимают свою вину, говорят об этом постоянно, риторика о «чистом» вермахте звучит только из уст правых или правых радикалов. Основная масса населения понимает, что вермахт принимал участие в казнях и различных карательных операциях. Хотя юридически в Нюрнберге вермахт не был отнесен к числу преступных организаций, не был целиком осужден», – говорит эксперт.

«Был скандальный случай с федеральным президентом Германии Рихардом фон Вайцзеккером, который в молодости служил в вермахте. Один из пацифистов даже напал на президента, ударив его в лицо за это. Пацифиста потом осудили», – добавил Сосновский.

«Слова о «безвинно погибших людях», безусловно, вызывают вопросы. На своем пути к Сталинграду солдаты Гитлера оставили кровавый след, и только очень немногим удалось не запачкаться», – вторит ему московский собкор газеты Frankfurter Rundschau.

Отношение к вермахту остается больной темой в немецком обществе. В отличие от СС или гестапо, немецкая армия не была осуждена на трибунале в Нюрнберге, но в прессе не принято отзываться даже о рядовых солдатах в положительном ключе. Однако на бытовом уровне – «на кухне» – многие пожилые немцы по-прежнему любят порассуждать о том, что солдаты вермахта просто выполняли свой долг.

«Кстати, мальчик сказал не «Сталинградская битва», а «Сталинградский котел» – но это нюансы перевода. В немецком языке не используется понятие «Сталинградская битва», принято говорить «Сталинградский котел», – поясняет Сосновский. – Еще многие пишут, что речь мальчика якобы была встречена аплодисментами, но это не так – многие депутаты просто молча опустили голову».

Судя по всему, у нас в школах преподают историю Великой Отечественной в немецкой терминологии, раз победитель всероссийской олимпиады говорит так, как принято в Германии, а не в России.

А в вопросах оправдания нацистской Германии и преступлений гитлеровского режима – тут наши школы и учебники даже бегут впереди паровоза!

Сами немцы не готовы пока к столь радикальному подходу, который предлагают наши школьники, наши познеры, наши эхи москвы и прочие прекрасные люди.

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы