«Эхо» и деньги — вещи несовместимые

«Эхо Москвы» в жестоком пролёте – об этом свидетельствуют результаты последней аудиторской проверки. Рекламодатели, за счёт которых живёт любое СМИ, уже не первый год покидают радиостанцию. При этом рекламодателям глубоко безразличны политические оттенки – их волнует качество аудитории: платёжеспособность, экономическая активность и т.д. Уход рекламодателей говорит о том, что огромная аудитория «Эха» – маргинальна. Либеральные протестуны либо бедны, либо пассивны, либо и то и другое. Иными словами рушится миф о том, что либеральная оппозиция – это обеспеченный «средний класс». Навальный, судя по всему, является надёжным маркером, демонстрирующим, что оппозиция на сегодня – это школота в бедные студенты. Взрослым людям не до этих глупостей, взрослые люди не слушают «Эхо», а дети не нужны рекламодателям.

Как следует из внутренней отчётности ревизионной комиссии, а также внешнего аудита хозяйственной деятельности одного из ключевых игроков на рынке радиовещания в стране, радиостанция «Эхо Москвы» испытывает серьёзные экономические трудности, грозящие управляющему брендом акционерному обществу ликвидацией, а редакции — выселением из основной студии на Новом Арбате. В бухгалтерской отчётности и аудиторских документах «Эха Москвы» наглядно виден лавинообразный рост убытков радиостанции, рост непрофильных расходов на административный аппарат, а также ведение хозяйственной деятельности через аффилированные юридические лица, из-за которых у «Эха» постоянно падает выручка от продажи рекламы.

Проблемы с рекламодателями преследуют «Эхо» уже не первый год. Скандалы, связанные с тем, что в эфире звучит то реклама финансовых афёр типа «Форекс», то всяких чудодейственных пилюль и аппаратов а-ля фильтры Петрика, то ещё более жёсткой лабуды – всё это с регулярностью всплывает в соцсетях и СМИ. Даже самые лояльные слушатели давно уже возмущаются качеством подборки рекламодателей.

На деле это всё означает, что аудитория радиостанции «Эхо Москвы» определена как маргинальная, не имеющая финансового потенциала и не интересная по этим причинам рекламодателям. Слушатели «Эха» – это люди, склонные доверять аферистам и лгунам, поэтому и потянулись туда все эти чудо-махинаторы.

Скандалы, связанные с тем, что одна из крупнейших радиостанций в стране выдаёт всякий шлак во время рекламных пауз, длятся уже несколько лет. Руководство, видимо, давно отчаялось найти нормальных клиентов, и действовало по принципу «деньги не пахнут»: предоставляло свой эфир для всяких мошенников, лишь бы те деньги платили. Потому что от серьёзных клиентов «Эхо Москвы» денег не получало уже давно.

В 2016 году ЗАО «Эхо Москвы» получило убыток от своей деятельности в размере 41,24 миллиона рублей. Годом ранее убытки составили также немалую сумму — 93,132 миллиона рублей. Конечно, «Эхо» смогло в 2016-м подсократить убытки, однако, если сравнить с прибыльным 2014 годом, рост составляет минус 262%.

Самое интересное, что выручка у ЗАО «Эхо Москвы» растёт, по сравнению с 2015 годом, на 29% — до более чем 431 миллиона рублей. Зато в балансах — сплошные убытки.

То есть деньги кто-то отмывает и выводит из компании разными путями.

Крайне плачевное финансовое положение известной радиостанции во многом стало следствием довольно сомнительных схем по продаже прав на вещание и рекламу в регионах, а также на производство контента каким-то непонятным и зачастую ненужным фирмам, которые, по мнению аудиторов, служат лишней «прокладкой», также связанной с нынешним менеджментом «Эха Москвы».

Понять, зачем нужны дополнительные посредники для привлечения фактически одного из ключевых источников финансирования любого СМИ — рекламы, и вправду крайне сложно. Стоит отметить также и тот факт, что «Эху» могут в итоге доначислить НДС за такие схемы продажи рекламы, что, соответственно, приведёт к корректировке суммы убытков в сторону их увеличения.

Проблемы у «Эха Москвы» на самом деле проистекают от руководства, что признают также и ревизоры. Так, для сокращения издержек менеджмент предлагает сокращать редакционный персонал, но при этом речь не идёт об оптимизации административных расходов и управленческого аппарата. Странными выглядят и расходы на фонд оплаты труда — так, если в 2015 году премий вообще не было, то в 2016-м их начислили уже 8 миллионов, а в 2017 году прогнозируется выплата и вовсе 10,6 миллиона рублей.

Все эти годы ЗАО «Эхо Москвы» является глубоко убыточным предприятием. Для иллюстрации укажем только на такой факт — радиостанция привлекла заём у своей головной структуры «Аура-медиа» в размере 40 миллионов рублей, из которых получила платёж в 17,5 миллиона рублей. Кредит, как известно, нужно погашать и платить проценты, но одних только премий было выплачено больше, чем весь привлечённый транш.

Странные управленческие траты при этом множатся. Так, в 2016 году значительно возросла сумма представительских расходов: по сравнению с 2015 годом сумма увеличилась на 6,956 миллиона рублей и составила 13 578 000 рублей, превысив бюджет почти на 11 миллионов рублей. Примечательно, что некоторые такие представительские траты гасились как бы по бартеру — так, к примеру, за корпоратив стоимостью три миллиона рублей «Эхо Москвы» расплатилось с рестораном «Арго» размещением в эфире 333 рекламных роликов на аналогичную сумму, которые пока так и не появились, что в итоге может привести к тому, что фирма потребует оплаты корпоратива уже живыми деньгами и в бюджете «Эха» возникнет ещё одна пробоина шириной в три миллиона рублей.

В целом можно констатировать, что существующая бизнес-модель «Эха Москвы» является крайне неэффективной, а продажи рекламы находятся фактически «на откупе» у каких-то серых фирм, аффилированных с менеджментом. Всё это и привело к тому, что радиостанция оказалась на грани выселения из своего основного производственного помещения, а глубокая убыточность ставит на повестку вопрос о дальнейшем существовании этого СМИ.

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы