Политическая ситуация в Азии

Лето текущего года выдалось плодовитым на знаковые события, которые все вместе дают общее представление о состоянии и тенденциях политической игры, разворачивающейся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (в широком толковании этой категории, то есть с включением в неё региона Индийского океана). НВО постоянно комментирует наиболее примечательные элементы регионального политического пазла, облик которого меняется под воздействием прежде всего ведущих игроков, таких как США, КНР, Япония, Индия.

При анализе происходящего в АТР и тем более прогнозировании будущего нельзя упускать из поля зрения трансформацию ситуации, которая наблюдается внутри всех без исключения основных игроков. Наиболее наглядным образом это демонстрирует в последние месяцы главный из них, то есть США, где колебания внутриполитического маятника прямо отражаются на действиях Вашингтона за пределами страны.

Из самых последних примечательных событий в АТР следует выделить: очередное заседание американо-японского “Комитета 2+2”; изменения в руководстве американской администрации и правительстве Японии; намерение президента США принять новые антикитайские санкции; поездку в Сеул и Пекин руководителя Комитета начальников штабов вооружённых сил США генерала Джозефа Данфорда; высказывание японского посла в Индии по поводу китайско-индийского конфликта в Гималаях; начало очередных масштабных американо-южнокорейских военных учений; совместные военные учения ВВС США и Японии.

Ранее в НВО уже обсуждались такие не менее важные события августа с. г., как Совместное заявление министров иностранных дел США, Японии и Австралии по поводу ситуации в Восточной Азии, а также подписание КНР и странами АСЕАН так называемого “Кодекса поведения в Южно-Китайском море”.

Что касается громкой перебранки с руководителем КНДР, до которой опустился президент ведущей мировой державы, то здесь явно проявилась его неопытность в “Большой мировой политике” (БМП), к которой красочная публичная риторика не имеет никакого отношения.

Как, впрочем, и вся “Корейская тема” представляет собой лишь один из элементов (далеко не самый главный) и просто отражение той самой БМП, основное содержание которой во всё большей мере сводится к глобальному соперничеству двух мировых гигантов, то есть США и КНР.

Итак, 16 августа состоялось очередное заседание “Американо-Японского консультативного комитета по вопросам безопасности” с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В пресс-релизе Госдепартамента США этот форум (кратко обозначаемый журналистами “Комитетом 2+2”) назван “первостепенным”.

И это верное определение, ибо на данном форуме решаются вопросы стратегии и тактики американо-японского взаимодействия как в АТР, так и в мире в целом. Указанные решения далее подтверждаются на саммитах между лидерами обеих стран. Из оглашённых на совместной пресс-конференции некоторых итогов переговоров обращают на себя внимание следующие:

  • очередное подтверждение США распространения действия статьи 5-й двустороннего Соглашения о безопасности 1960 г. на всю территорию Японии, включая спорные острова Сенкаку, которые в КНР называют Дяоюйдао;
  • готовность США передать Японии наземный вариант системы ПРО Aegis (естественно, “в ответ на северокорейскую угрозу”), ныне развёрнутую на боевых кораблях обеих стран;
  • призыв к Китаю “предпринять решительные меры” в отношении КНДР с целью принуждения Пхеньяна к отказу от ракетно-ядерной программы;
  • обвинение того же Китая “в милитаризации Южно-Китайского моря” с подчёркиванием обязательности “для всех сторон” прошлогоднего решения Гаагского арбитражного суда, который отверг территориальные претензии КНР в ЮКМ;
  • готовность обеих стран продолжить поставлять “оборонительное вооружение” странам ЮКМ, прежде всего Филиппинам и Вьетнаму. В частности, Япония поставит такое вооружение “прибрежным странам Индо-Тихоокеанского региона” на общую сумму в 500 млн долл.

Предварительный и самый общий вывод о результатах очередного заседания “Комитета 2+2” сводится к следующему: в ущерб перспективе улучшения отношений с КНР, в Японии возобладал курс на дальнейшее всестороннее укрепление союза с США. Что является платой за готовность Вашингтона оказать поддержку Токио в критически важных для него вопросах безопасности.

Не исключено, что смена министров иностранных дел и обороны, проведенная премьер-министром Синдзо Абэ в начале августа, имела целью усиление именно этой компоненты японской внешней политики.

Впрочем, и нашумевшая отставка одного из ближайших советников президента США Стива Бэннона вписывается в общую картину восстановления той компоненты американского внешнеполитического курса, которая предполагает всестороннюю вовлечённость в мировые дела и, прежде всего, в АТР. Поскольку именно с С. Бэнноном связывались попытки свертывания масштабов такой вовлечённости и, в частности, выход США из Транстихоокеанского партнёрства, болезненно воспринятый в Японии.

Отставка С. Бэннона может укрепить (пока весьма слабые) надежды Токио на то, что главный “промоутер” ТТП всё же вернётся в этот проект. А реальность такой перспективы понизит в глазах Токио значимость китайского проекта возрождения “Великого шёлкового пути”.

Таким образом, может исчезнуть едва ли не единственная возможность улучшения критически важных для ситуации в АТР японо-китайских политических отношений путём совмещения двух основных региональных интеграционных проектов.

Обозначенное выше впечатление об основных итогах работы “Комитета 2+2” подкрепляется комментарием посла Японии в Дели по крайне чувствительной для КНР теме конфликта с Индией из-за высокогорного плато Доклам. При том что посол использовал относительно нейтральные слова о необходимости воздерживаться от использования силы с целью изменения сложившегося на плато статус-кво.

Но дело в том, что Китай не считает Индию стороной его территориальных споров с Бутаном и требует от неё просто не вмешиваться в дела, к которым она, по мнению Пекина, не имеет отношения. Поэтому не удивительно, что в Дели расценили слова японского посла как поддержку её действий на плато Доклам, а в Пекине – как ещё одно свидетельство выстраивания Японией (квази)союза с Индией.

Не хочется верить, что в Токио “сжигают мосты” на пути к позитивному развитию отношений с КНР. Тем более, что этого не делает основной союзник, если судить по итогам поездки генерала Дж. Данфорда в КНР, состоявшейся 16 августа, которые были расценены в Пекине, скорее, в позитивных тонах. Примечательной, в частности, представляется его реплика о необходимости мирного решения проблемы ракетно-ядерной программы КНДР.

Но в то же время прозвучало требование Д. Трампа “проверить” некоторую продукцию, экспортируемую Китаем в США, на предмет нарушения изготовителем американского закона 1974 г. о защите авторских прав. Этот закон позволяет устанавливать барьеры на пути поступающих на территорию страны товаров, относительно которых есть подозрение, что они изготовлены с нарушением указанных прав.

В Китае расценили данное поручение Д. Трампа как “политизацию” сферы торговли, что угрожает двусторонним отношениям в целом.

Наконец, обращает также на себя внимание факт начала во второй половине августа американо-японских и особенно американо-южнокорейских военных учений. Из них первые призваны подкрепить конкретными действиями итоги работы “Комитета 2+2”, а вторые можно рассматривать как негативный ответ на российско-китайские предложения о “двойной заморозке”, которое предполагает одновременное прекращение на определённое время северокорейских ракетно-ядерных испытаний и проведение американо-южнокорейских учений.

Однако едва ли это окончательный американский ответ. Что будет в следующем году, существенным образом определится крайне важными событиями года завершающегося.

Среди них выделяются несколько форумов на высшем уровне, которые состоятся осенью с.г., а также предстоящий визит в страны ЮВА и КНР президента США Д. Трампа. Весьма показательным будет и формат, в котором в Китае пройдёт 80-я годовщина “Нанкинской резни”.

Владимир Терехов

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы