За что мучается Серебренников?

Трагедия Кирилла Серебренникова не в том, что он нынче ночует не дома. И не в том, что его пожурят в суде за растраченные миллионы и отпустят на поруки.

Трагедия в том, что миллионы желают ему сесть далеко и надолго. И дело не в упомянутых миллионах. Видали мы растратчиков и покруче. И не рублей. Дело в том, что делают такие Серебренниковы на народные деньги. И что народ уже готов к чисткам и посадкам таких творцов.

В советское время деятели искусств много плакались, что им не дают сниматься, где они хотят, снимать, что они хотят, публиковать, что хотят, изображать, что хотят. В общем, сплошной волюнтаризм и произвол от властей и их холуев из руководства творческих союзов.

В конце 80-х запреты рухнули. В 90-х пришла полная свобода. Как творческие люди ей воспользовались? Вначале ещё действовала самоцензура, особенно у немолодых. И в свет выходили неплохие фильмы, спектакли, картины. Но потом сцену и экраны заполнила пошлость, русскую классику и советскую школу сменила западная массовая культура. Уважаемые артисты на уважаемых сценах играли роли, рассчитанные на непритязательных американцев. И вначале это воспринималось, как «новое слово», а потом никак не воспринималось, т.к. большинство просто перестали ходить в театр. А меньшинство ходило посмотреть на великих некогда артистов и сцену.

Кумиры молодости, музыканты протеста, вдруг решили, что это они построили этот мир свободы, и народ им как бы должен. Ведь это они вытащили страну из «совка» в светлую демократию. Ясно, что у кумиров публики дела пошли в гору в 90-е. Никто не контролировал их доходы, а слушатели охотно платили любимцам за старые песни «из молодости». То, что у музыкантов дела пошли лучше некуда , порождало у них иллюзию, что и у всех всё прекрасно. И всё благодаря им, творцам.

В кино … не буду я про кино. Вы и так всё видели. Если говорить об отечественном, то девяносто процентов из того, что действительно смотрят, создано до 92 года.

Художники не создали ничего нового. В те же двадцатые годы прошлого века они пытались создать концептуально новое искусство. И что-то получалось. В 90-е и нулевые — полный ноль. Если не считать перфомансы с яйцами. Хорошие художники, безусловно, есть. Но пишут они «по старинке». Прекрасно пишут, ничего не скажешь. Но они не мелькают в новостях и не учат народ жить и любить свободу, за что им огромное спасибо.

Писатели хорошо и пронзительно писали накануне слома СССР. Видимо, их партийцы мучили, угрожали билет отнять, если будут писать не пронзительно. После 92-го литература умерла. А потом народились «иронические детективы», псевдоисторики, фантасты и абсурдисты. Это прикольно и весело. Но это не литература. Это её малая часть. Один плавник от рыбы. Тушка так и не наросла.

Если в двух словах, то кинули народ деятели искусств. Обещали, что как только дадут им свободу, вот тогда они и развернутся. Можно сказать, СССР развалили ради этой свободы. А что в остатке? *опа Нуреева?

В итоге, народ остался без культуры и без денег. Поскольку на то, что сегодня зовётся культурой, деньги берут опять у народа.

А где же рынок? Где конкуренция? Где та самая свобода выбора из лучшего? Нет её. Потому что для того, чтобы выбирать не из разных сортов дерьма, а из золотых и платиновых произведений, их надо создать. Для этого нужны те самые творческие союзы, литературные, художественные, кино-школы, в которых мэтры отдают свой опыт более молодым и присматривают, чтобы они творили для народа, а не для своего эго. Так в той же Западной Европе даже в условиях рынка гильдии мастеров присматривали за коллегами, чтобы не добавляли опилки в муку и не позорили звание немецкого булочника. Ясно, что если во всех магазинах будут продавать плесневелые лепёшки, то вы купите ту, что менее плесневелая. Или вообще откажетесь от хлеба. А если хлеб будет отменным, то вы радостно будете выбирать то, что вам по вкусу.

У нас же творческие школы превратились в закрытые кружки «для своих». Включая телевизор под Новый год, мы точно знаем, кого увидим на экране. И это не только Президент, но и несколько десятков несменяемого «Политбюро от искусства».

Творческая интеллигенция не только воспользовалась свободой исключительно в своих интересах, не только не гнушается брать народные деньги, но она ещё крайне болезненно относится к любой критике в свой адрес. Причём, это коллективная реакция на любую критику. Мол, я сам не во всём согласен со своим коллегой, но не позволю тупым чиновникам и тёмному народу указывать, как и что нам творить.

В итоге мы имеем закрытую секту под названием «российская культура», которая творит для себя, ради своих финансовых интересов и самоутверждения, и которая давно не удовлетворяет потребности народа. Зато хорошо удовлетворяет потребности свои. Государство самоустранилось от решения вопросов идеологических и культурологических. Лишь изредка проверяет, на что уходят деньги, которое оно отрывает от бюджета «на культуру». Как видим, любая такая проверка ревностно отслеживается сотнями «поборников культуры». Мол, как вы можете! Гений и растрата — две вещи не совместные! А если государство предложит услуги профессионалов по финансам и бюджету, сразу начнут кричать, что тупые чиновники ограничивают свободу и нельзя их ставить над людьми искусства.

Но народ российский прост, злобен и злопамятен. Его можно обмануть много раз. Но нельзя при этом рассчитывать на его любовь и сочувствие. Думаете, в 30-х годах люди выходили с транспарантами, требовавшими смерти врагам народа, под дулами НКВД? Они также устали от лжи тех, кто обещал «царство свободы», и высокопоставленные арестанты не вызывали у них никакого сочувствия. Сегодня я не назову ни одного имени среди деятелей культуры, в защиту которого тысячи простых людей выйдут на улицы. Все надоели, все разочаровали.

В то же время народ благодарен и отходчив. Если наши творцы от культуры начнут созерцать не своё второе я, а обратят внимание, чем живут их сограждане, что им интересно, чего им не хватает, если начнут создавать кино и спектакли, на которые пойдут тысячи и миллионы не ради спецэффектов, а ради мыслей, эмоций, сопереживания, то и любовь народная вернётся, и недостача каких-то жалких миллионов рублей будет встречена с пониманием, а излишняя придирчивость властей — с осуждением.

Но, боюсь, если советское искусство просто тихо умерло от недоедания, то нынешнее российское ещё долго будет буянить, гулять на народные деньги и не допускать до кормушки и центральных каналов нарождающуюся русскую культуру.

А что до любви народной, так они могут и без неё. Сами себя.

источник

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы