Как американская подлодка потопила японское судно

%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%bb%d0%be%d0%b4%d0%ba%d0%b0_%d0%b3%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d0%bb%d1%8c

В сегодняшнем «Воскресном вечере» Соловьева Яков Кедми рассказал о столкновении американской АПЛ «Гринвилл» с японским рыболовецким судном «Эхиме мару». Речь идет о следующей истории:

9.02.2001г. в 13.45 по местному времени, вблизи Гавайских островов, АПЛ Гринвилл потопила японское учебное судно «Эхиме-мару» (Ehime Maru).

Американская субмарина Гринвилл действовала в 16 км от острова Оаху в районе, который командование подводных сил Тихоокеанского флота США называет полигоном для отработки задач. Возглавлявший лодку коммандер Скотт Уэддел по неизвестным пока причинам принял решение об экстренном подъеме на поверхность. Подлодка дала полный ход, горизонтальные рули были переложены на всплытие, и корабль со скоростью около 50 км в час устремился вверх. Затем были продуты балластные цистерны, после чего субмарина, словно гигантский кит, выскочила из воды. На мгновенье ее носовая и средняя части полностью вышли из воды, а рубка оказалась на высоте десятиэтажного дома.

Лодка на несколько секунд вновь нырнула под воду, подняв сорокаметровые фонтаны воды. Затем, погасив инерцию, закачалась на волнах. Поднявшиеся на мостик офицеры увидели в нескольких десятках метров от субмарины перевернутое судно.

Это был японский траулер «Эхиме-мару» водоизмещением 499 т принадлежащий специализированной рыболовецкой средней школе с японского острова Увадзима. На его борту находились 13 учащихся, два преподавателя и 20 членов команды. Гринвилл ударил своей средней частью по дну траулера снизу, в районе машинного отделения. Для экипажа столкновение с подлодкой было похоже на взрыв мины под килем. «Эхиме-мару» затонул на глубине около 550 м через 10 минут, сигнал бедствия подало автоматическое устройство.

При этом, как заявил капитан японского траулера Хисао Ониси, команда подлодки «стояла и смотрела», как люди стараются спастись. «Ни один из пассажиров траулера не был спасен экипажем подводной лодки», — заявил он. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Том Фарго утверждал, что люки подлодки не открывались из-за волнения, однако, по словам Хисао Ониси, море было спокойным.

Суд Тихоокеанского флота США 24 апреля 2001 приговорил Скотта Уэддла, командира атомной подводной лодки Greenеville, к штрафу в размере месячного оклада. Кроме того, Уэддлу вынесен «официальный выговор», который гласит «виновен в халатности, поскольку при всплытии не убедился, что на море никого нет».

Дело капитана подводной лодки слушалось в специальном «адмиральском» суде, который возглавляет адмирал Томас Фарго, командующий Тихоокеанским флотом США.

«Я понимаю и принимаю наказание, наложенное на меня адмиралом Фарго. Эти слушания завершают очень тяжелое время для моей семьи, и завершают также и мою карьеру. Такого конца я не предвидел», — сказал капитан после суда. Он объявил, что скоро поедет в Японию и встретится там с родными людей, погибших на «Эхиме Мару» во время столкновения с подводной лодкой.

Японские власти тем временем заявили, что их устраивает решение суда и они считают инцидент закрытым, но, по словам некоторых родственников погибших, они недовольны исходом дела. «Моего племянника Юсуке убили, а виновного в результате отправляют в почетную отставку. Мне трудно найти слова, чтобы выразить свою ярость», — сказал Теруо Терата, дядя погибшего 18-летнего ученика рыболовецкой школы.

Между тем в деле о столкновении официально не выяснено, имели ли какое-то отношение к аварии 16 гражданских специалистов, находившихся на Greeneville в момент аварии. По данным некоторых свидетелей, один из этих людей во время всплытия следил за радаром, а другие, под контролем команды подводной лодки, даже управляли Greeneville. Один из акустиков лодки на слушаниях рассказывал, что за минуту до всплытия он услышал звуки судна, плывущего на поверхности, но «не успел добежать до рубки» и рассказать об этом, поскольку в проходах «столпились гражданские». Американская пресса, кроме того, приводила свидетельства, согласно которым «капитан Уэддл задержался на обеде с гражданскими специалистами и не до конца контролировал всплытие».

Джордж Буш после столкновения заявил, что американский флот «пересмотрит свою практику в отношении гражданских лиц на кораблях».

В марте 2002 года военно-морской флот США выплатил 10 миллионов долларов правительству японской префектуры Эхиме в качестве компенсации.

Источник

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы