National Interest: насколько опасен ПАК ФА для ВВС США?

истребитель

(Статья переведена «как есть», поэтому антироссийским выпадам не стоит удивляться, они закономерны)

Роберт Фарли:

Для Запада российский ПАК ФА играл роль пугала около десяти лет — эдакий ужасающий русский истребитель, который будет есть F-35 на завтрак. Американские авиационные аналитики в поисках чего-то, что может угрожать превосходству США в небе, вышли на ПАК ФА.

Самолёт выглядит достаточно зловеще и даже чем-то похож на киношный МИГ-31 “Firefox” (вымышленный советский суперистребитель из фильма «Огненный лис» с Иствудом, имеет мало общего с настоящим  МИГ-31, прим. infozapad.ru).

Говорите, что хотите о F-35, но их произведено уже более 170 экземпляров, а российские военные только собираются получить свой первый серийный ПАК ФА. Пока же российская армия пополняет свой воздушный флот истребителями поколения 4++ (в основном, СУ-35С) и занимается модификацией моделей четвёртого поколения (МИГ-29, МИГ-31 и разные СУ). Кажется маловероятным, что экземпляров «Сухого» будет произведено достаточно, чтобы оправдать ожидания западных аналитиков и российских военных.

Производство ПАК ФА задерживается по двум причинам. Во-первых, это трудности с производством в России авионики и стелс-компонентов. Во-вторых, российская экономика пострадала от упавших цен на нефть и от экономических санкций, наложенных за захват и аннексию Крыма. Всё это делает туманными перспективы ПАК ФА когда-нибудь оспорить западное превосходство в небе.

ПАК ФА появился из руин российского ВПК после Холодной войны. Первая попытка разработать истребитель пятого поколения вылилась в МИГ-1.44.

Миг_1.44

Был произведён всего один прототип, после чего проект был закрыт.

Появление F-22 Raptor и ожидания США от большой группы F-35 Joint Strike Fighters сделали разработку истребителя пятого поколения  для России насущной необходимостью.

КБ «Сухой» получило контракт на разработку в 2002 году. КБ обещало представить сверхманёвренный истребитель-невидимку, который был бы равен или превосходил по характеристикам F-22. ПАК ФА должен быть оснащён сложной авионикой, включая каналы передачи данных, и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). По совокупности характеристик ПАК ФА очень напоминает F-22, хотя и с менее удачными решениями по технологиям «стэлс» и РЭБ, но с большим потенциалом к росту.

После нескольких лет разработки был представлен прототип, получивший название Т-50. Первый полёт состоялся в 2011 году (на самом деле — 29 января 2010 года, прим. infozapad.ru). С тех пор КБ «Сухой» произвело шесть прототипов, которые налетали уже множество часов в испытательных полётах.

Ожидается, что Россия получит 200 ПАК ФА, ещё столько же должна получить Индия, по другим странам пока нет данных.

Сейчас разработчики самолёта сталкиваются с двумя большими трудностями- это стоимость одного экземпляра и недостатки двигателя. Двигатели для ПАК ФА «сняты» с прошлых поколений истребителей и не выдают достаточных характеристик, чтобы тягаться с американскими конкурентами. Частично из-за этого, частично из-за экономических трудностей предзаказ на ПАК ФА упал до двенадцати экземпляров (будет заказано больше, как только решатся проблемы с двигателями).

Самолёт критически важен не только для России, но и для Индии. После долгих споров Россия согласилась снизить цену экземпляра для индийской версии истребителя. Сейчас Индия нуждается в 150 самолётах, а в теории может заказать ещё 100.

ПАК ФА играет важную роль для Индии в противостоянии Китаю и Пакистану. Китай запустил свой проект под названием J-20, хотя по нему почти нет никаких новостей, поэтому мы не можем знать всех его характеристик. Пакистан скорее всего будет покупать самолёты J-31 Китая, хотя неизвестно, будут ли пакистанцы закупать готовые истребители или создадут совместный проект.

Также непонятно, получит ли когда-нибудь Индия свои ПАК-ФА или ей придётся разрабатывать свою версию «пятёрки». У индийцев есть проект AMCA, но он пока очень далёк от реализации, его смогут осуществить не ранее 2030 года. Отсутствие ПАК ФА (индийская версия носит название HAL FGFA) грозит солидной брешью  индийским ВВС — как во времени, так и в обороноспособности.

Россия может найти и других покупателей, но пока мало кто заинтересован в этом истребителе — здесь и высокая цена, и непроверенные технологии и малые темпы производства. Чего нельзя сказать о хорошо продающихся Су-35 или американских F-35 ( только для членов клуба, естественно). В этом плане «Сухой» в последние годы стал очень успешным экспортёром, и сомневаться в его будущем было бы в корне неверно.

Главный вопрос насчёт ПАК ФА — сможет ли Россия произвести достаточное количество современных истребителей для того, чтобы их наличие имело стратегическое значение для страны? Ответа пока нет, всё зависит от экономики России и от того, закажет ли министерство обороны достаточно экземпляров, чтобы оправдать производство ПАК ФА экономически.

А пока китайский истребитель J-20 берёт на себя роль пугала для Запада. J-20 не идёт в сравнение с F-22 или F-35, но перед ним стоят трудности другого характера — как защитить  уязвимые передние установки от атаки вражеской «невидимки». Это, конечно, не так захватывающе, как представлять себе поединок F-22 против ПАК ФА, но китайцы сейчас подошли к созданию истребителя пятого поколения ближе, чем любая другая страна за последние тридцать лет.

Источник: National Interest

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы