США переживают драматическую ломку своей ближневосточной политики. На протяжении последних 40 лет ключевыми партнерами США на ближнем востоке были Израиль и Саудовская Аравия, а главным врагом — Иран. Всё поменялось после войны в Ираке, когда Иран стал жестко дестабилизировать соседний Ирак. США пошли на сделку с Ираном все условия которой не известны, но известно что Иран согласился отложить в долгий ящик идею создания нефтяной биржи, а США взяли на себя обязательства снять санкции ООН, устанавливающие эмбарго на импорт нефти из Ирана.
По всей видимости сделка предполагала и некий компромисс на предмет Ирака. Сделка состоялась в 2015 году и с тех пор у США жестко испортились отношения с Израилем и Саудовской Аравией, потому что Иран злейший враг и одним, и вторым. И Израиль и саудиты жестко высказывают недовольство США.
В частности премьер-министр Израиля Нетаньяху, приезжая в США встречается со всеми, кроме Барака Обамы. По телефону они тоже не общаются. Саудиты тоже сократили уровень своего представительства на всевозможных двусторонних и многостронних мероприятиях, проходящих на территории США. США конечно помогают СА в Йемене поставками оружия, но в Конгресс уже внесен законопроект, ограничивающий перспективные объемы таких поставок. Ситуация деградирует.
У Саудовской Аравии третий по размеру объем золотовалютных резервов:
Из чего они состоят не известно, эта информация не раскрывается. Минфин США тоже не раскрывают информацию о том, на какую сумму Саудовская Аравия держит облигации США. По всем остальным странам мира (более 100 стран) эта информация доступна на сайте Минфина США, а по Саудовской Аравии — нет.
New York Times считает что Саудовская Аравия держит облигаций Минфина США на 750 млрд. долларов из 19 трлн долларов. По информации New York Times министр финансов Саудовской Аравии в марте передал в Госдепартамент послание короля Саудовской Аравии, из которого следует, что если в США будет принят закон, снимающий иммунитет на территории США с иностранных правительств и должностных лиц, подозреваемых в участии или финансировании терактов на территории США, то СА продаст все ценные бумаги США.
Интрига в том, что с 1976 года в США действует закон, дающий иммунитет иностранным государствам от преследования в американских судах. Семьи жертв атак 11 сентября 2001 года продавливают поправку в этот закон, согласно которой из общего правила делается исключение для случаев, когда иностранные правительства обвиняются в организации терактов на территории США. Про Саудовскую Аравию в поправке ничего не сказано, но против кого законопроект направлен всем известно. Семьи жертв терактов 11 сентября убеждены в том, что террористические атаки финансировали Сауды, хотят в суде это доказать и на основании судебного решения арестовать все активы Саудовской Аравии на территории США.
Законопроект внесен 1 демократом и 1 республиканцем и имеет широкую поддержку в Конгрессе. Белый Дом, напротив, жестко оппонирует законопроекту. Видимо саудиты очень напрягаются по поводу законопроекта, потому что угрожать такой крайней мерой как продажа всех облигаций США можно только от отчаянья. Видимо, саудиты понимают что доказать их связь в атаками 11 сентября в суде США будет не очень сложно.
Как повлияет распродажа облигаций США на их доходность? Она, очевидно, подскочит:
Сейчас доходность 10-летних облигаций составляет около 2% годовых (см. график вверху). Чтобы обанкротить США нужно чтобы доходность подскочила до 5% и держалась на таком уровне хотя бы лет 7. Саудитовские 750 млрд. долларов вряд ли будут иметь достаточный эффект, но нервы Минфину США испортят.
http://monetary-policy.livejournal.com