Месть медведя: что будет, если Россия отключит газ

Газ

Проведённый Евросоюзом «стресс-тест» показывает, что если Москва отключит газ, идущий через Украину, европейскую экономику ждёт большая «заморозка»

Медведя нельзя загонять в угол. К сожалению, западные политики пытаются это сделать. Помимо политической близорукости, это похоже ещё и на склонность к суициду.

Мало того, что экономический кризис в России ощутимо ударил по всему миру (мы живём в эпоху глобализации экономики) так ещё и попытка разрушить российскую экономику может инициировать резкие ответные меры.

Вторая мировая война началась по разным причинам. Одна из них — попытка США экономически удушить Японию. Вторая — большие репарации, которые Германия платила по итогам Первой мировой.

Как видите, унижения и экономического удушения вполне достаточно, чтобы страна начала войну.

Давайте представим, что Россию загнали в угол и в отчаянии она решается на сценарий «пан или пропал». К примеру, прекращение поставки газа с целью спровоцировать кризис и вынуть Запад сесть за стол переговоров.

В отличие от Запада, Россия никогда не пользовалась методами экономического шантажа, однако, отчаянные времена могут спровоцировать на отчаянные действия. Вопрос в их эффективности.

Стресс-тест, проведённый Еврокомиссией в августе 2014 года показал, что энергетика ЕС мало устойчива к подобным факторам (за этой витиеватой формулировкой стоит простой факт — если Россия отключит газ, Европа замёрзнет, прим. infozapad.ru).

В данный момент Европа импортирует 53 процента всей потребляемой энергии. Сырая нефть импортируется Европейским Союзом в количестве 88 процентов от общего потребления, импорт газа — 66 процентов. Конкретно из России ЕС импортирует 39 процентов нужного ему газа и 33 процента нефти.

Отчёт по стресс-тесту был настолько тревожным, что его держали в тайне от европейских парламентариев около трёх месяцев. В частности, аналитики прикидывали, что будет с Европейской экономикой в случае отключения Россией газа с сентября 2014 года по февраль 2015-го.

Сам отчёт сфокусирован на Германии, как на крупнейшей экономике Евросоюза. Если бы Россия вдруг перестала поставлять газ, его нехватка оказалась бы равна 23 миллиардам кубометров — это почти половина от потребления газа Германией (всего 51,2 миллиарда кубометров за указанный период).

Лишь малая часть российского газа может быть компенсирована из других источников:

2 миллиарда кубометров за счёт сжиженного природного газа

0.75 миллиарда за счёт дополнительного импорта из Норвегии

3 миллиарда экономии за счёт недоставки газа в некоторые секторы индустрии, так называемое «переключение топлива» (использование на ТЭЦ вместо газа других видов топлива infozapad.ru).

То есть всего примерно 6 миллиардов кубометров вместо недостающих 23-х. Подобная ситуация будет настолько опасной, что Германия будет вынуждена объявить в стране «чрезвычайное энергетическое положение». Это означает, что члены правительства будут самостоятельно решать, каким отраслям достанется газ в порядке снижения приоритета:

1. Защита потребителей — то есть граждан, поставка газа для отопления.

2. Ключевые газовые электростанции — это крайне важно для снабжения страны электричеством.

3. Немецкая промышленность.

4. Остальные газовые электростанции.

И это в самом оптимистичном варианте. В реальности очень сложно так дифференцировать потоки, чтобы «отделить потребителей, подлежащих защите от прочих». Могут пострадать домохозяйства.

Довольно апокалиптическая ситуация:

«Промышленность будет недополучать электроэнергию, поскольку приоритет не за ней» — говорит аналитик Вольф Рихтер (Wolf Richter).

«Можно забыть об отоплении заводских помещений, об освещении, об электроснабжении техники. Производство практически встанет, рабочих будут сокращать. Будет нарушена вся цепь снабжения. Экономические затраты вырастут, а те, кому повезёт, будут платить за газ гораздо больше».

И хотя такой шаг станет для России самоубийственным, промышленность Германии он тоже похоронит.

По словам Рихтера,  это вызовет цепную реакцию, поскольку нечем будет восполнить германский экспорт. А то, что будет продаваться, будет стоить очень дорого.

По ту сторону Атлантики американские милитаристы хлопают друг друга по плечу — им удалось сбить цены на нефть и навредить русскому медведю. Но это пиррова победа, ведь низкие цены на нефть вредят и США.

Импорт энергоносителей в США так же низок, как и в 60-годы прошлого века, всё из-за «сланцевого бума». Американские автомобилисты в эйфории от низких цен на бензин. Но сланцевая индустрия построена на крупных заимствованиях (речь идёт о «мусорных облигациях») и всё, на чем эта индустрия держится — это высокие цены на нефть.

Большинство предприятий этой сферы — вспомогательные, и их существование оправдано при ценах в 110 долларов за баррель. Даже при 80 долларах в сланцевый сектор продолжают инвестировать, надеясь на возврат к высокой стоимости нефти. 50 долларов за баррель — это Хиросима для сланцевой индустрии.

По словам Рихтера, если в 2015 году сохранятся цены около 50 долларов за баррель, что вполне вероятно, в сланцевый сектор перестанут инвестировать — этот процесс уже начался:

«Перестанут течь деньги — прервётся бурение. Многие обслуживающие предприятия окажутся за бортом, поскольку не смогут обслуживать свои долги. Активы перейдут от акционеров к кредиторам. Нефтяной хаос распространится на всю американскую сланцевую индустрию, которую и так переоценили в плане экономического подъёма США».

Сланцевая индустрия настолько велика, что если она рухнет, то утянет за собой всю американскую экономику. И если русские подгадают со своим шагом как раз к схлопыванию сланцевого пузыря, всей мировой экономике не поздоровится. Нравится это кому-то или нет, мы все в одной лодке.

http://in.rbth.com/blogs/2015/01/03/bears_revenge_what_happens_if_russia_shuts_off_the_gas_40557.html

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы