Космос 2.0 или новый архипелаг для эмиграции

Космос — невероятно скучное место. Сидишь месяцами в консервной банке, скучаешь по Земле, страдаешь от атрофии мышц. В экипаже, конечно, народ подобран по психологической совместимости, но всё равно ни с кем по душам не поговорить. Как шутят полярники, «откровенность в узком кругу — хуже сифилиса».

Понятно, есть статус космонавта, есть гордое чувство причастности к великим делам, в наличии светящиеся от восхищения глаза девушек… вместе с тем само пребывание на орбите — это работа, причём работа тяжёлая и занудная. Если бы мне предложили на выбор работу кондуктора или космонавта, я бы при прочих равных пошёл кондуктором. И салон у трамвая попросторнее, и лица пассажиров меняются, и засыпаешь каждый день в собственной уютной постели.

Когда-нибудь, вероятно, всё изменится. И гиперлуп до Луны дотянем, и снотворное без побочек изобретём. Будем летать на Альфу Центавру, теребить щупальца ласковых жабокрылых. Пока что, однако, пребывание в замкнутом пространстве на орбите по всем статьям проигрывает пребыванию в замкнутом пространстве на уровне моря. Я хотел бы, чтобы было иначе, но сейчас, в 2019 году, это медицинский факт.

Так что же, спросите вы, космос умер, мы заперты на Земле? Только и остаётся теперь романтику, что приехать в Европу и вслед за миллионами китайских туристов прижаться щекой к ноге древнегреческой статуи? Может, прав был Виктор Мараховский, когда написал, что XX век опередил своё время?

https://t.me/vmarahovsky/1279

…Если говорить прямо, то религией и культурой XX столетия был космос, пыльные тропинки далёких планет, лемовские вопросы «а поймём ли мы мыслящую планету» и «что мы будем делать, став бессмертными богами». 

А ироническая реальность в качестве последнего передового писка космической экспансии им. Илона Маска заслала в космос красную машинку, компактный прах 150 зажиточных граждан и пачку коммуникационных спутников, чтоб нам быстрее пересылалось друг другу всякое смешное.

XX век торчит на истории человечества как парадоксальный вулканический прыщ: это было время, когда культура не отставала от действительности, а рванула куда-то за её пределы и заставила сотни миллионов землян «жить» в многопланетной вселенной с какими-то бластерами и гиперпереходами.

В этом плане век XXI, наш век, когда вместо космической пустоты мечтающее человечество мигрировало во вселенные электрические – можно рассматривать как своего рода реакцию, механизм по купированию слишком офигевшей мечты.

Конечно же, он был прав. Космос нам не по карману, он слишком дорог, чтобы современное человечество купило в него билет. В светлом будущем путешествия на другие небесные тела изрядно подешевеют. Заслать несколько тонн на Луну можно относительно легко, а дальше роботы смогут постепенно напечатать полноценную базу из реголита и прочих подручных материалов. Тем не менее всё это будет когда-нибудь потом, — в 2050 или даже в 2150 году, — да и тогда космические полёты останутся развлечением для избранных: для очень богатых или очень целеустремлённых людей.

Пожалуй, и хорошо, что позднесоветская мечта «стать космонавтом» в наши дни уже умерла. Мечтающий о полётах пингвин неизбежно опускает крылья, когда понимает, что они слишком слабы, чтобы поднять его тушку в воздух. Несбыточные надежды если на что и мотивируют, так разве что на покупку спиртного и последующее обезболивание мозга.

Теперь, когда мы очередной раз пересчитали все эти очевидные, но крайне неполиткорректные факты, самое время включить прожектор надежды. Мы родились слишком поздно, чтобы колонизировать Америку. Мы родились слишком рано, чтобы колонизировать Млечный путь. Однако мы родились как раз вовремя, чтобы отправиться… в виртуальные миры.

Сейчас скептики скажут: «У, старый игроман снова вылез из чехла. Ему уже пора по возрасту покупать пиво по красным ценникам да протирать задницей диван перед телевизором, а он всё в игрушки играет. Да чем, Олег, вся эта свежая стимовская ерунда 2019 года отличается от первого «Варкрафта», в котором мы с тобой гоняли футманов по карте ещё в 1995 году? Тем, что сейчас твоя RTX 2070 держит разрешение чуть побольше, чем встроенная видяха тех лет?».

Отчасти скептики будут правы.

У человечества нет сейчас нового огромного континента, куда можно высадиться на трёхмачтовых каракках, чтобы отстреливать бизонов и обманом забирать территории у индейцев. Этот новый континент, — или, точнее, огромный архипелаг, — человечество создаёт последние 40 лет самостоятельно, примерно так, как русские императоры создавали искусственные острова в Финском заливе.

Освоение этого виртуального архипелага идёт неравномерно.

С одной стороны, соглашусь, многие современные игры слабо отличаются от своих прародителей семидесятых годов. Часто игрок видит всё те же примитивные, движущиеся по рельсам прямоугольники, только наряженные в красивые, хорошо прорисованные текстуры. Современные мобильные игры даже хуже примитивных опытов прошлого века, так как разработчики намеренно портят их таким образом, чтобы создать у школьников болезненную тягу тратить родительские денежки. Парадоксальным образом тут игроделам помогают и сами технически отсталые родители, запрещающие отпрыскам играть на полноценном компьютере — они фактически заталкивают детей в смартфоны, чтобы там школьников доили производители «бесплатных» игр.

С другой стороны, на персональных компьютерах я каждый год вижу существенное продвижение, причём то по одному, то по другому направлению. Вот появляется новый жанр, вот мы видим новый способ управления боем, вот качественный скачок делает система квестов, а вот графика выходит на такой уровень, на котором становятся возможны принципиально новые механики.

Я регулярно сравниваю игры с реальностью, и каждый раз вижу одно и то же — в реальной жизни технологии развиваются значительно медленнее, чем в виртуальной. Уже сейчас живущего в компьютере человека нельзя назвать «эскапистом»: он не уходит из реальности, а приходит в новые миры. Уже сейчас колонии частично независимы от метрополии — в виртуальных мирах можно не только развлекаться, но и зарабатывать деньги, и учиться, и получать свою дозу человеческого общения. Ещё немного, и люди массово начнут переселяться в виртуальные миры целиком.

Массовая роботизация скоро уничтожит большую часть рабочих мест в реальном мире. Понятно, что часть рабочей силы сможет направиться в медицину и в полицию, чтобы сделать наш мир комфортнее и безопаснее, однако на всех работы будет не хватать почти наверняка. Полагаю, правительства по всему миру будут решать эту проблему путём введения БОД и поощрения переселения в виртуальные миры. Виртуальные миры, в свою очередь, неизбежно превзойдут в развитии наш перенаселённый реальный мир — хотя бы из-за того, что они не будут ограничены законами физики.

Забавным образом помогут виртуальные миры и в освоении дальнего космоса. Когда ты живёшь по ту сторону монитора, уже не так важно, где конкретно сопит твоё физическое тело — на раскладушке в хрущёвке или на койке летящего к другой звезде космического корабля. Более того, выиграют от «внутренней эмиграции» и любители лыжных прогулок к проруби — давление человечества на природу резко снизится, ибо для создания наклейки на автомат в «Каунтер Страйке» не нужны те две тонны металла, которые тратятся на производство настоящего автомобиля.

Держите руку на пульсе, мы уже почти подошли и к этой грани текущей эпохи перемен. Особое же внимание я рекомендую обратить на учёных. Современная наука — это продукт работы больших коллективов из разных стран, а такие коллективы удобнее всего собирать в интернете. Страна, которая первой создаст комфортный виртуальный мир для исследований, получит огромное преимущество перед остальными.

Олег Макаренко

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы