Геополитика для чайников

Геополитические_шахматы_mini

Отцом геополитики можно назвать сэра Халфорда Маккиндера, который около ста лет назад назвал ключом ко глобальному доминированию контроль над Евразией.

Британцы контролировали мир благодаря господству в море. Они взяли в оборот весь «мировой остров» (так Маккиндер обобщённо называл Евразию, Азию и Африку, прим. infozapad.ru). Таким образом им удавалось сдерживать Россию и Китай, которые в то время не могли освоить все свои огромные территории.

После Второй мировой войны эстафету у Великобритании приняли США. Западная Европа и Япония, напичканные военными базами США стали инструментом сдерживания Евразии.

Но всё меняется. В XXI веке всё решает превосходство на суше, а не на море.

Альфред Маккой, профессор истории университета Висконсин-Мэдисон

Даже судьбы великих империй часто определялись географией. Однако, в Вашингтоне об этом, судя по всему, не ведают. Политические и силовые элиты Америки продолжают игнорировать основы геополитики, которые формировали судьбы империй последние пятьсот лет. Они упустили важность значительных и скорых изменений в Евразии, которые подрывают стратегию глобального доминирования США. Стратегию, которой Америка придерживалась последние семьдесят лет.

«Мудрость» Вашингтона демонстрирует потрясающе замкнутое и консервативное мировоззрение. Взять, к примеру, эксперта по политике из Гарвардского университета Джозефа Ная — младшего, известного своей концепцией «мягкой силы». Предлагая примитивный список военных, экономических и культурных мер, он недавно заявил, что нет никакой силы, внутренней или глобальной, которая способна затмить будущее Америки как ведущей державы мира.

Тем, кто указывает на экономический рост Пекина и объявляет 21-й век «столетием Китая», Най возражает, что доход обычного китайца должен расти десятилетия, чтобы достигнуть американского уровня зарплаты (если достигнет), что Китай в политике близорук и занят лишь своим географическим регионом, и что нет никаких предпосылок для становления Поднебесной как крупного геополитического игрока.

Вдобавок, Най говорит о преследующих Китай геополитических неудачах в азиатском регионе, из-за чего это государство нельзя сравнивать с Америкой.

В этом смысле Джозеф Най олицетворяет собой нынешний взгляд Вашингтона на геополитику: с таким количеством союзников, авианосцев, истребителей, баллистических ракет, патентованных изобретений и голливудских блокбастеров Вашингтон делает всех одной левой.

Если Най привык измерять мощь государства в цифрах, то всемирно известный бывший министр иностранных дел США Генри Киссинджер в своей последней книге «Миропорядок» придерживается ницшеанских взглядов.

Киссинджер представляет геополитическую силу крайне пластичной и способной менять форму под руками мировых лидеров с сильной волей. С этой точки зрения (в лучших традициях  мастеров европейской дипломатии Шарлья де Талейрана и князь Меттерниха), президент Теодор Рузвельт был смелым провидцем, который ввёл в обиход «американскую роль в установлении Азиатско-Тихоокеанского равновесия

С другой стороны, идеалист Вудро Вильсон со своим «национальным самоопределением» оказался геополитическим неумехой, а Франклин Рузвельт был глух к «стальным планам» советского диктатора Иосифа Сталина, называвшимся «глобальной стратегией».

Гарри Трумэн, напротив, подвёл Америку «к формированию нового международного порядка«, политике, которой мудро следовали ближайшие 12 президентов США.

По мнению Киссинджера, самым «смелым» из них был Джордж Буш, чья решительная заявка на «превращение Ирака из самых репрессивных государств Ближнего Востока в многопартийную демократию» удалась бы, если бы не «беспощадная «подрывная деятельность Сирии и Ирана.

С этой точки зрения геополитика — фикция, имеют смысл лишь действия «государственных мужей» и монархов.

Возможно, подобные мысли утешают Вашингтон в момент, когда американская гегемония заметно проседает на фоне глобальных сдвигов в мировой политике.

Учитывая откровенную недальновидность «аналитиков» Вашингтона в геополитических вопросах, возможно, пришло время, чтобы вернуться к основам. То есть, вернуться к основополагающему тексту о современной геополитике, который остаётся незаменимым руководством, хотя был опубликован лишь в малоизвестном британском журнале о географии свыше века назад.

Сэр Халфорд изобретает геополитику

Холодным лондонским вечером в январе 1904 года сэр Халфорд Маккиндер, директор Лондонской школы экономики привёл в восторг аудиторию Королевского географического общества на Сэвил-Роу. Поводом для восторгов стал доклад со смелым названием «Географическая ось истории».

По словам президента общества, текст «был блистателен» и принят всеми присутствующими, что было редкостью на этом привыкшем к спорам учёном собрании.

Маккиндер заявил, что будущее политической силы лежит не в контроле морских путей, но в установлении контроля над огромным участком земной суши под названием «Евразия». По его словам, «центром мира» следует рассматривать не Америку а Центральную Азию.  «Наклонив» ось Земли на север недалеко от экваториальной проекции Меркатора, Макиндер перерисовал и, таким образом, переосмыслил карту мира.

На новой карте Маккиндера Азия, Африка и Европа выглядели не отдельными континентами, а настоящим «Мировым островом». Его огромная по размерам «сердцевина» протянулась на 4000 миль от Персидского залива до Сибирского моря, размеры настолько огромные, что управлять ими было возможно лишь с сопредельных земель в Восточной Европе и окружающих морей.

Карта_Маккиндера

Эта самая «сердцевина», «Хартленд» от Персии до Китайской реки Янцзы и должна была служить «осью», точкой опоры для будущей сверхдержавы. По словам Маккиндера, тот, кто сможет править «Мировым островом», сможет править всем миром.

Помимо этих земель, составляющих 60 процентов земной суши, есть ещё огромные океанские просторы и несколько небольших островов — так, без прикрас, Маккиндер обозначил Австралию и обе Америки.

Для предыдущих поколений, несомненно, огромным шагом вперёд стало открытие Суэцкого канала и успехи в развитии паровых двигателей. Но, по словам Маккиндера, теперь наставала эра железных дорог. Железнодорожные пути через степи станут настоящим чудом, а преимущества морского транспорта уйдут в прошлое.

Однажды Россия, как государство, через которое и проходит основная часть оси-хартленда, может в союзе с другой державой, к примеру Германией, расширить своё влияние «на окраинных землях Евро-Азии», что позволит ей «использовать обширные континентальные ресурсы для построения военно-морского потенциала, сформировав новую мировую империю («сверждержаву», прим. infozapad.ru).

В течение следующих двух часов, пока Маккиндер читал свой доклад, его аудитория всё больше понимала, что присутствует при экстраординарном событии. Многие задержались после выступления, чтобы получить подробные комментарии.

 Продолжение следует

http://russia-insider.com/en/politics/geopolitics-dummies-struggle-eurasia-key-global-dominance/ri7838

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы