STRATFOR: политические игры в Восточной Европе

Путин и Шойгу

Strategic Forecasting Inc. (сокращённо Stratfor) — американская частная разведывательно-аналитическая компания, называемая «теневым ЦРУ». Автор статьи — сотрудник Stratfor Роберт Каплан:

Каплан

«Две недели назад комментаторы, надрываясь, трубили о возвращении Европы в 30-е годы из-за так называемого российского вторжения в Украину.

Затем президент Барак Обама заявил, что грядёт война с Исламским Государством (экс-ИГИЛ, прим. infozapad.ru) и в этом свете российская угроза Европе откладывается в долгий ящик и (или) отходит на второй план. Вполне себе в духе нынешней медийной неразберихи.

Говоря об этой неразберихе, сегодняшние  настойчивые теглайны в СМИ — хорошая новость для России и Китая. Новое вмешательство США в события на Ближнем Востоке только облегчит Китаю путь к доминированию в западно-тихоокеанском регионе, а Россия сможет усилить свое влияние в Центральной и Восточное Европе. Десятилетие, последовавшее за терактами 9/11, весьма поучительно в этом плане. Пока США были заняты в Афганистане и в Ираке, китайский военно-морской флот стал большим геополитическим фактором в Восточной Азии и угрозой всем союзникам США в регионе — от Японии до Филиппин. События 11 сентября 2001 года стали буквально «подарком судьбы» для китайских военных стратегов. Станут ли таким же подарком для России и Китая видеозаписи с обезглавливанием двух американцев и британца?

Всё зависит от уровня дисциплины в сегодняшних Белом доме и Госдепе. Сила и власть частично определяются степенью внимания, которое органы исполнительной власти могут уделить конкретной проблеме. И если исполнительная власть постоянно отвлекается на одну проблему в ущерб другим — это и есть уменьшение американского влияния. Реальность геополитики 21-го века такова, что важна одновременность и слаженность: на разных аренах происходят разные события разной степени важности, и ими нужно заниматься. Поэтому агрессия России в Европе, а также военный подъём Китая в Азии могут быть в долгосрочной перспективе сопоставимы по важности с Исламским Государством на Ближнем Востоке.

Возвращаясь к «возврату Европы в 30-е годы» — именно так в последние две недели СМИ характеризуют минувшее десятилетие. И здесь есть толика правды. Российского президента Владимира Путина, возможно, не стоит сравнивать с Гитлером, но он будет идти на Запад до тех пор, пока его не остановят. Цель Путина — не реинкарнация Варшавского договора. Этот договор, будучи дорогостоящим и требующим много времени, не сработал как положено. Нет, желание Путина — более мягкая и более традиционная зона влияния в Европе, которая сможет оградить Россию от длившихся веками нападений европейцев: не только французов и немцев, но и шведов, литовцев, поляков.

Уже многие годы Stratfor пишет о том, как русские, воспользовавшись европейскими финансовыми неурядицами, пытались скупать банки, электросети, нефтеперерабатывающие заводы и прочие объекты инфраструктуры, даже когда они одновременно тянули трубопроводы по территориям бывших союзных республик.

Между тем, финансово ослабленная Европа не обладала достаточным политическим капиталом, чтобы привлечь такие страны, как Молдавия, Сербия, Болгария и Украина  в свои ряды в обмен на социальные и экономические реформы. Именно поэтому влияние России в Центральной и Восточной Европе усиливалось вплоть до украинского кризиса 2014 года, на который резко обратили внимание западные СМИ.

Кризис начался, когда поддерживаемое Москвой украинское правительство свергли, тем самым ликвидировав значимость Украины для РФ как буферного государства. России нужно было ответить, и она ответила. Путин занял Крымский полуостров, который уже был пристанью для Черноморского флота, и где большинство населения составляли этнические русские. Потом Путин способствовал восстанию пророссийских сепаратистов (так Каплан называет ополченцев, прим. infozapad.ru) на востоке Украины. После того, как сепаратистам не удалось расширить зону восстания, даже после того, как украинские войска, возглавляемые Киевом, угрожали сепаратистам окружением в ключевых точках, Путин увеличил количество поставляемой им помощи, включая средства ПВО и, собственно, российских солдат.

Именно так ситуация изменилась и всплыли разговоры о возвращении в 30-е годы прошлого века.

Откровенно говоря, некоторые обстоятельства сейчас играют Путину на руку. И ему и Порошенко прекрасно известно, что Россия может нанести Украине гораздо больше вреда, чем Запад может предоставить помощи. Украина, в силу своего географического положения, гораздо важнее России, чем Западу. Путин знает, что когда Европа вводила санкции против России, они были ограничены нуждой европейцев в российском природном газе и тесными экономическими связями Европы с РФ. Этот факт усугубляется финансовым кризисом в Европе, который удерживает Европу от принятия действительно репрессивных мер: ведь эти самые санкции, если помните, — палка о двух концах.

Мало того, в Европе общественное мнение в отношении России весьма двойственно. Фурор со сбитым малазийским лайнером, вместо того, чтобы повернуть Европу против России, закончился 96-часовой душещипательной историей с коротким периодом полураспада, что неудивительно в условиях бардака, творящегося в СМИ.

Что же до НАТО со своими планами увеличить присутствие войск быстрого реагирования в Восточной Европе, то Путину известно: сила НАТО определяется бюджетами его стран-участниц. А страны НАТО, за парой исключений, не могут позволить себе тратить даже 2 процента от ВВП на военные нужды. Европа витает в полупацифистских эмпиреях, другими словами — для России она неопасна.

Говоря о США — Обама обозначил, что он не намерен ни посылать войска в Украину, ни бомбить сепаратистов с воздуха. Мало того,  его помощь украинским военным весьма ограничена. Американская общественность намного меньше настроена защищать Европу от России, чем когда-то была готова защищать европейцев от Советского Союза. Без сомнений, Холодная война была как продолжением Второй мировой, так и противостоянием идеологий, а сейчас это противостояние больше не актуально. И Путин это знает.

Поэтому Путин будет продолжать поддерживать сепаратистов в Восточной Украине. Он будет использовать любые средства, чтобы подорвать влияние нынешнего правительства Киева и расположенной по соседству республике Молдавии. Он будет продолжать попытки расшатать Сербию и Болгарию, и, как минимум, попытается сделать это в Центральной Европе — от Балтики до Кавказа (так в тексте, прим. infozapad.ru). Он будет продолжать до тех пор, пока российская экономика и двойственность Запада будут это позволять. Что же касается расширения санкций против российской экономики, то стоит не забывать, что у русских историческая склонность преодолевать трудности, особенно если дело касается их страны.

Эту ситуацию нельзя назвать возвратом в 30-е годы, это скорее «30-е Лайт». Порошенко это известно, поэтому он будет продолжать переговоры и искать компромисса с Путиным, даже на его, Путина, условиях, и украинскому президенту не стоит просить помощи Конгресса США или Белого дома. Путину же лишь остаётся желать, чтобы война Америки против Исламского Государства тянулась как можно дольше».

http://en.delfi.lt/opinion/opinion-the-long-game-in-eastern-europe.d?id=65868996

http://www.stratfor.com/weekly/long-game-eastern-europe

РАССКАЗАТЬ О САЙТЕ ДРУЗЬЯМ

Это интересно:
Рубрики
Архивы